Образ
Петербурга в романах Достоевского "Преступление
и наказание" и
Толстого "Война
и мир".
Два
величайших писателя Ф.М.Достоевский и
Л.Н.Толстой поче-
му-то в равной
степени недолюбливали творение Петра
Великого, его де-
тище -
Петербург. И это
свое негативное отношение к северной столице
отразили в
своих бессмертных творениях.
"Редко
где найдется столько мрачных, резких и
странных влияний
на душу
человека, как в
Петербурге", - констатирует Свидригайлов,
ге-
рой романа Ф.М.Достоевского
"Преступление и наказание". И
действитель-
но, Петербург -
театрально красив, но
абсолютно плосок и прям, как
шахматная
доска. Единственное отступление от
плоскости - это арки мос-
тов,
единственное нарушение прямизны -это
изгибы рек и каналов. Петер-
бург был
построен на пустом месте,
среди болот, и эта напряженная ис-
кусственность
давит постоянно. Можно восхищаться
архитектурными красо-
тами этого города и
одновременно сходить с ума от чувства
замкнутости
и одиночество.
Это
и происходит с героями романов
Достоевского. "На улице жа-
ра стояла
страшная, к тому же
духота, толкотня, всюду известка, леса,
кирпич, пыль и та особенная
летняя вонь, столь
известная каждому пе-
тербуржцу, не
имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно
потрясло и без
того уже расстроенные нервы юноши", -
пишет Достоевский
в "Преступлении и
наказании", прослеживая
связь между "исступленными
мыслями"
Раскольникова и "черепашьей скорлупой"
его каморки. Эта ка-
морка является своеобразным
символом более грандиозной, но столь же
душной
каморки - большого города. Только в духоте
узких улочек, в тес-
ноте ужасных квартир может
развернуться драма униженных и оскорблен-
ных, борьба жизни с
желанием существовать, жестокий поединок
смерти и
молодости...
Картину
тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся
"на аршине
пространства", дополняет
чувство духовного одиночества че-
ловека в
огромном городе. Люди относятся здесь друг
к другу с подозре-
нием и
недоверием, их
объединяет только злорадство и любопытство к
несчастью
ближнего. Под
пьяный хохот и язвительные насмешки
посетите-
лей кабака
рассказывает Мармеладов страшную историю
своей жизни.
В
романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, рав-
нодушного к
судьбе человека: "необычным холодом"
веет на Раскольникова
"от этой
великолепной панорамы;
духом немым и глухим полна для
него
эта картина".
Если
для Достоевского Петербург - это холодный
исполин, огром-
ная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных
лестниц,
грязных углов; город - соучастник
преступления Раскольникова,
то для
Толстого Петербург - замкнутое
пространство, "тюрьма" для души,
где
положительный герой в полной мере ощущает
свое одиночество. Вспом-
ним, как неуютно князю
Андрею в Петербурге светских салонов и гости-
ных. Он
чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он
Пьеру при
встрече с ним: "Эта жизнь, которую
я здесь веду, эта жизнь не для ме-
ня".
Петербург
для Толстого - это
источник искушения и всяческих
бед. Жизнь
светского Петербурга пагубным образом
влияет на Пьера после
того, как он
стал наследником графа Безухова. Он
пускается во все тяж-
кие: пьет,
устраивает несуразные кутежи и хулиганства
наподобие случая
с медведем ,
ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
Подобно
напряженной искусственности
архитектуры этого города,
искусственность
и фальш царят в душах представителей петербургского
высшего света. Интриги, придворные
сплетни, карьера и богатство - вот
их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано
ложью: и дежурные улыбки
Анны Павловны Шерер, и лакированные от
чужих
нескромных
взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и
холодная любез-
ность таких
как Друбецкой. В
этом обществе нет ничего правдивого, ес-
тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их
речь, жесты, интонация и поступки
определяются "условными правилами
светского
поведения". Город,
в котором они живут, сыграл с ними мрач-
ную шутку,
наложив свой отпечаток на их души: он
сотворил их по своему
образу и
подобию.
Несмотря
на то, что два
величайших писателя по- разному изоб-
разили
Петербург в своем творчестве, отношение их
к городу одинаковое:
оба они не
любят и не принимают его.