Образ Петербурга  в  романах Достоевского

Образ Петербурга  в  романах Достоевского "Преступление и наказание" и

Толстого "Война и мир".

 

 

 

        Два величайших писателя Ф.М.Достоевский  и  Л.Н.Толстой  поче-

му-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого,  его де-

тище - Петербург.  И это свое негативное отношение к северной  столице

отразили в своих бессмертных творениях.

 

        "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний

на душу человека,  как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, ге-

рой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действитель-

но,  Петербург - театрально красив,  но абсолютно плосок и  прям,  как

шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мос-

тов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петер-

бург был построен на пустом месте,  среди болот, и эта напряженная ис-

кусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красо-

тами  этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости

и одиночество.

 

        Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа-

ра стояла страшная,  к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,

кирпич,  пыль и та особенная летняя вонь,  столь известная каждому пе-

тербуржцу,  не  имеющему возможности нанять дачу,  - все это неприятно

потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский

в  "Преступлении и наказании",  прослеживая связь между "исступленными

мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки.  Эта  ка-

морка  является  своеобразным символом более грандиозной,  но столь же

душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тес-

ноте  ужасных  квартир может развернуться драма униженных и оскорблен-

ных,  борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и

молодости...

 

        Картину тесноты,  нравственной  подавленности людей,  ютящихся

"на аршине пространства",  дополняет чувство духовного одиночества че-

ловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозре-

нием и недоверием,  их объединяет только злорадство  и  любопытство  к

несчастью ближнего.  Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетите-

лей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

 

        В романе возникает образ Петербурга мертвого,  холодного, рав-

нодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова

"от этой великолепной панорамы;  духом немым и глухим полна  для  него

эта картина".

 

        Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огром-

ная бездна,  мрачный город  доходных  домов,  дворов-колодцев,  черных

лестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова,

то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души,

где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспом-

ним,  как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и  гости-

ных.  Он  чувствует свою ненужность,  ведь не зря говорит он Пьеру при

встрече с ним:  "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для ме-

ня".

 

        Петербург для  Толстого  -  это источник искушения и всяческих

бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после

того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяж-

кие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая

с медведем , ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

 

        Подобно напряженной  искусственности архитектуры этого города,

искусственность и фальш царят в  душах  представителей  петербургского

высшего света.  Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот

их интересы,  вот все,  чем они живут.  Все здесь  насквозь  пропитано

ложью:  и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих

нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любез-

ность таких как Друбецкой.  В этом обществе нет ничего правдивого, ес-

тественного,  простого /того,  что так ценит в человеке  Толстой/.  Их

речь,  жесты,  интонация  и поступки определяются "условными правилами

светского поведения".  Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач-

ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему

образу и подобию.

 

        Несмотря на то,  что два величайших писателя по- разному изоб-

разили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое:

оба они не любят и не принимают его.

 

 


Хостинг от uCoz