Почему доктор Старцев стал

Почему доктор Старцев стал "Ионычем".

 

 

 

        Чехов - мастер короткого рассказа.  Он был непримиримым врагом

пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем

футлярном мирке,  отгородившись от всего на свете. Поэтому главной те-

мой его рассказов стала тема смысла жизни.

 

        В конце 90-х годов Чехов  создает  так  называемую  "маленькую

трилогию",  объединившую три рассказа:  "Человек в футляре",  "Крыжов-

ник",  "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой,

темой неприятия футляра,  какой бы он ни был.  В первом рассказе Чехов

показывает нам в гротескной форме человека в футляре,  учителя гречес-

кого языка Беликова. Эта фигура зловещая, она наводит страх на окружа-

ющих,  и только смерть примиряет его с  окружающей  действительностью.

Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он

обрел вечный футляр.  Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у ко-

торого была одна- единственная мечта в жизни - стать владельцем имения

и есть свой собственный крыжовник.  В третьем - помещик Алехин повест-

вует  о  себе самом - о том,  как он и его любимая женщина не решились

пойти навстречу своей любви,  отступились от нее.  Все это- проявления

футлярной  жизни.  Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как

произведение единое,  внутренне законченное. Чехов предполагал продол-

жить этот цикл рассказов,  пополнить новыми произведениями, но намере-

ния своего не осуществил.  Есть основания думать,  что вначале к циклу

относился и рассказ "Ионыч".

 

        Дмитрий Ионыч  Старцев,  герой рассказа "Ионыч",  был назначен

врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского  города  С.

Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с

семьей Туркиных,  "самой образованной и талантливой"  в  городе.  Иван

Петрович  Туркин  играл  в любительских спектаклях,  показывал фокусы,

острил, Вера Иосифна писала романы и повести для себя и читала их гос-

тям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в

семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Турки-

ных  впервые,  то был очарован.  Он влюбился в Екатерину.  Это чувство

оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью  и...

последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но ког-

да Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из

города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспо-

миная же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало зна-

ют те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколь-

ко хлопот, однако!"

 

        Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он переста-

ет ходить пешком,  страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и

моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движения-

ми души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздра-

жали его "своими разговорами,  взглядами на жизнь и даже своим видом".

Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и

говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о

политике или науке",  то обыватель становится в тупик или "заводит та-

кую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отой-

ти".  Но  постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее.  А

если ему не хотелось говорить,  он больше молчал, за что получил проз-

вище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер

проводит в клубе,  играет в винт,  закусывает и изредка вмешивается  в

разговор:

 

        - Это вы про что? А? Кого?

 

        Когда Котик  убедилась,  что у нее посредственные способности,

то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой че-

ловек,  который  мог прийти ночью на свидание на кладбище.  Он слишком

обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только

думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

 

        Главным развлечением доктора,  в "которое он втянулся незамет-

но,  мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а по-

том,  когда денег стало слишком много,  рассматривать дома, предназна-

ченные к торгам.  Жадность одолела его.  Но он и сам не смог бы объяс-

нить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он

лишает себя.

 

        Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни

желания,  ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет.  Доктора зовут

теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

 

        Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожи-

ревшего,  жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно-

образна,  скучна,  "проходит тускло,  без впечатлений, без мыслей". Но

мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все

лучшее,  что было в нем,  променял живые мысли на сытое, самодовольное

существование.

 

        Образ доктора  Старцева  напоминает нам гоголевских персонажей

из "Мертвых душ".  Он так же мертв,  как все эти Маниловы, Собакевичи,

Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

 

        В заключение  можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник"

о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар."

 

 


Хостинг от uCoz