Почему доктор
Старцев стал "Ионычем".
Чехов
- мастер короткого рассказа. Он был непримиримым
врагом
пошлости и
мещанства, ненавидел и презирал обывателей,
живущих в своем
футлярном
мирке, отгородившись
от всего на свете. Поэтому главной те-
мой его
рассказов стала тема смысла жизни.
В
конце 90-х годов Чехов создает так
называемую "маленькую
трилогию", объединившую три
рассказа: "Человек
в футляре", "Крыжов-
ник", "О любви". Эти
рассказы связаны между собой только общей
темой,
темой
неприятия футляра, какой
бы он ни был. В
первом рассказе Чехов
показывает
нам в гротескной форме человека в футляре, учителя гречес-
кого языка
Беликова. Эта фигура зловещая, она наводит
страх на окружа-
ющих, и только смерть
примиряет его с окружающей действительностью.
Как пишет
Чехов, Беликов лежал в гробу почти
счастливый, наконец-то он
обрел вечный
футляр. Во втором
рассказе Чехов пишет о человеке, у ко-
торого была
одна- единственная мечта в жизни - стать
владельцем имения
и есть свой
собственный крыжовник.
В третьем - помещик Алехин повест-
вует о
себе самом - о том, как
он и его любимая женщина не решились
пойти
навстречу своей любви, отступились
от нее. Все это-
проявления
футлярной жизни. Маленькая трилогия
поэтому предстает перед нами как
произведение
единое, внутренне
законченное. Чехов предполагал продол-
жить этот цикл
рассказов, пополнить
новыми произведениями, но намере-
ния своего не
осуществил. Есть
основания думать, что
вначале к циклу
относился и
рассказ "Ионыч".
Дмитрий
Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен
врачом в
земскую больницу в Дялиже недалеко от
губернского города С.
Это юноша с
идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он
знакомится с
семьей
Туркиных, "самой
образованной и талантливой" в
городе. Иван
Петрович Туркин играл в любительских
спектаклях, показывал
фокусы,
острил, Вера
Иосифна писала романы и повести для себя и
читала их гос-
тям. Их дочь
Екатерина Ивановна, молодая миловидная
девушка, которую в
семье зовут
Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч
посетил Турки-
ных впервые, то был очарован. Он влюбился в
Екатерину. Это
чувство
оказалось за
все время его жизни в Дялиже "единственной
радостью и...
последней".
Ради своей любви он готов, казалось бы, на
многое. Но ког-
да Котик
отказала ему, возомнив себя блестящей
пианисткой, и уехала из
города, он
страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему.
Вспо-
миная же о
своих ухаживаниях и высоких рассуждениях
("О, как мало зна-
ют те, которые
никогда не любили!"), он только лениво
говорил: "Сколь-
ко хлопот,
однако!"
Физическое
ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он
переста-
ет ходить
пешком, страдает
отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и
моральное "ожирение".
Прежде он выгодно отличался и горячими
движения-
ми души, и
пылкостью чувств от жителей города. Долгое
время те раздра-
жали его "своими
разговорами, взглядами
на жизнь и даже своим видом".
Он по опыту
знал, что с обывателями можно играть в карты,
закусывать и
говорить
только о самых обычных вещах. А если
заговорить, например, "о
политике или
науке", то
обыватель становится в тупик или "заводит
та-
кую философию,
тупую и злую, что остается только рукой
махнуть и отой-
ти". Но
постепенно Старцев привык к такой жизни
и втянулся в нее. А
если ему не
хотелось говорить, он
больше молчал, за что получил проз-
вище "поляка
надутого". В конце рассказа мы видим, что
он каждый вечер
проводит в
клубе, играет в
винт, закусывает и
изредка вмешивается в
разговор:
-
Это вы про что? А? Кого?
Когда
Котик убедилась, что
у нее посредственные способности,
то жила
надеждой на любовь Старцева. Но это уже не
прежний молодой че-
ловек, который мог прийти ночью на
свидание на кладбище. Он слишком
обленился
духовно и нравственно, чтобы любить и иметь
семью. Он только
думает: "Хорошо,
что я тогда не женился".
Главным
развлечением доктора, в
"которое он втянулся незамет-
но, мало-помалу", было
по вечерам вынимать из карманов бумажки, а
по-
том, когда денег стало
слишком много, рассматривать
дома, предназна-
ченные к
торгам. Жадность
одолела его. Но он и
сам не смог бы объяс-
нить, зачем
ему одному столько денег, если даже театров
и концертов он
лишает себя.
Старцев
и сам знает, что "стареет, полнеет,
опускается", но ни
желания, ни воли к борьбе с
обывательщиной у него нет.
Доктора зовут
теперь просто
Ионычем. Жизненный путь завершен.
Почему
же Дмитрий Старцев из горячего юноши
превратился в ожи-
ревшего, жадного и крикливого
Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно-
образна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без
мыслей". Но
мне кажется,
что прежде всего виноват сам доктор,
который растерял все
лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое,
самодовольное
существование.
Образ
доктора Старцева напоминает нам
гоголевских персонажей
из "Мертвых
душ". Он так же
мертв, как все эти
Маниловы, Собакевичи,
Плюшкины. Его
жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.
В
заключение можно вспомнить слова героя
рассказа "Крыжовник"
о том, что
человеку нужно "не три аршина земли, а
весь земной шар."