Дворянство в пьесе А

Дворянство в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

 

 

 

        Основными темами пьесы "Вишневый сад", написанной в 1904 году,

являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-про-

мышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья - тема

будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

 

        Прощание новой,  молодой завтрашней России с прошлым, отживаю-

щим,  устремленность к завтрашнему дню России - в этом заключается со-

держание "Вишневого сада".

 

        Россия прошлого,  отживающего  в  пьесе представлена в образах

Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоми-

нание о детстве,  молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они

плачут о потере сада,  но именно они и загубили его, отдали под топор.

При этом они остались верны красоте вишневого сада,  и поэтому они так

ничтожны и смешны. Раневская - в прошлом богатая дворянка, имевшая да-

чу даже на юге Франции в Ментоне,  обладательница имения,  "прекраснее

которого нет ничего на свете". Но своим непониманием жизни, своей неп-

риспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела

имение до полного разорения,  до того,  что предстоит продажа имения с

торгов!  Лопахин,  предприимчивый купец-промышленник,  предлагает вла-

дельцам имения способ спасения усадьбы.  Он говорит,  что  нужно  лишь

разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез

о потере своего сада,  хотя она жить без него не может,  она  все-таки

отказывается от предложения Лопахина спасти имение.  Продажа или сдача

участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными.  Но

проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда "беда" свер-

шилась,  то оказалось,  что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого

сада  нет.  Раневская возвращается в Париж к своей нелепой "любви",  к

которой она и без того вернулась бы,  несмотря на все ее слова о  том,

что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вов-

се не является для его обладателя драмой.  Это произошло лишь  потому,

что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко мо-

жет переходить из состояния  озабоченности,  беспокойства  к  веселому

оживлению.  Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже

заявила всем: "Нервы мои лучше, это правда".

 

        А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче сво-

ей сестры.  Он способен сказать простые,  искренние слова,  со стыдом,

поняв собственную пошлость и глупость.  Но недостатки у Гаева  доходят

до карикатурных размеров.  Вспоминая о прошлом,  Раневская целует свой

любимый шкаф.  Гаев же произносит перед ним речь.  Гаев - жалкий арис-

тократ,  проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы

Раневская и Гаев переживают душевное потрясение,  они "ничего не видят

вокруг себя,  ничего не понимают.  Они - паразиты, лишенные силы снова

присосаться к этой жизни".

 

        Гаев представляет заключительный этап  эволюции  таких  героев

Чехова,  как  Иванов,  Иван Иванович Чимша - Гималайский и им подобных

героев "своего времени", не сумевших воплотить свои идеалы.

 

        Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прош-

лом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина.

 

        Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым

поколением (Петя Трофимов и Аня),  именно им предстоит  строить  новую

Россию, сажать новые вишневые сады.

 

        "Вишневый сад" - великое создание Чехова - драматурга, продол-

жившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели пос-

тавить  комедию в один ряд с драмой и трагедией,  осуждали пренебрежи-

тельное отношение к ней как к "низкому" жанру.  Следуя  их  традициям,

Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

 

 


Хостинг от uCoz