Дворянство в
пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".
Основными
темами пьесы "Вишневый сад",
написанной в 1904 году,
являются:
гибель дворянского гнезда, победа
предприимчивого купца-про-
мышленника
над отживающими свой век Раневской и Гаевым
и третья - тема
будущего
России, связанная с образами Пети Трофимова
и Ани.
Прощание
новой, молодой
завтрашней России с прошлым, отживаю-
щим, устремленность к
завтрашнему дню России - в этом заключается
со-
держание "Вишневого
сада".
Россия
прошлого, отживающего в
пьесе представлена в образах
Раневской и
Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог,
дорог как воспоми-
нание о
детстве, молодости,
благополучии, легкой и изящной жизни. Они
плачут о
потере сада, но
именно они и загубили его, отдали под топор.
При этом они
остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так
ничтожны и
смешны. Раневская - в прошлом богатая
дворянка, имевшая да-
чу даже на юге
Франции в Ментоне, обладательница
имения, "прекраснее
которого нет
ничего на свете". Но своим непониманием
жизни, своей неп-
риспособленностью
к ней, своим безволием и легкомыслием
хозяйка довела
имение до
полного разорения, до
того, что предстоит
продажа имения с
торгов! Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает вла-
дельцам
имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь
разбить
вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская
проливает потоки слез
о потере
своего сада, хотя
она жить без него не может,
она все-таки
отказывается
от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача
участков сада
в аренду кажутся ей недопустимыми и
оскорбительными. Но
проходят
торги и Лопахин сам покупает имение. И вот
когда "беда" свер-
шилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для
хозяйки вишневого
сада нет.
Раневская возвращается в Париж к своей
нелепой "любви", к
которой она и
без того вернулась бы, несмотря
на все ее слова о том,
что она не
может жить без родины. Драма с продажей
вишневого сада вов-
се не является
для его обладателя драмой.
Это произошло лишь потому,
что у
Раневской вовсе нет никаких серьезных
переживаний, она легко мо-
жет
переходить из состояния
озабоченности, беспокойства к
веселому
оживлению. Так произошло и на
этот раз. Она быстро успокоилась и даже
заявила всем:
"Нервы мои лучше, это правда".
А
каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он
гораздо мельче сво-
ей сестры. Он способен сказать
простые, искренние
слова, со стыдом,
поняв
собственную пошлость и глупость. Но недостатки у Гаева доходят
до
карикатурных размеров.
Вспоминая о прошлом,
Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит
перед ним речь. Гаев
- жалкий арис-
тократ, проевший свое
состояние на леденцах. На протяжение всей
пьесы
Раневская и
Гаев переживают душевное потрясение, они "ничего не
видят
вокруг себя, ничего не понимают. Они - паразиты,
лишенные силы снова
присосаться к
этой жизни".
Гаев
представляет заключительный этап эволюции таких героев
Чехова, как
Иванов, Иван
Иванович Чимша - Гималайский и им подобных
героев "своего
времени", не сумевших воплотить свои
идеалы.
Несостоятельность
дворянской либеральной интеллигенции в
прош-
лом
определила господство в настоящем людей,
типа Лопахина.
Но
на самом деле Чехов связывает будущее
процветание с молодым
поколением (Петя
Трофимов и Аня), именно
им предстоит строить новую
Россию, сажать
новые вишневые сады.
"Вишневый
сад" - великое создание Чехова -
драматурга, продол-
жившего
традиции русских писателей. Еще Гоголь и
Грибоедов хотели пос-
тавить комедию в один ряд с
драмой и трагедией, осуждали
пренебрежи-
тельное
отношение к ней как к "низкому" жанру. Следуя их традициям,
Чехов поднял
жанр комедии на недосягаемую высоту.