Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.

 

 

 

        После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его твор-

чества то,  что оно понятно и сродно не только всякому русскому,  но и

всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет иссле-

дования  Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний

мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые

использовали в своем творчестве писатели, различны.

 

        Чехов по  праву считается мастером короткого рассказа,  новел-

лы-миниатюры.  В течение долгих лет работы в  юмористических  журналах

Чехову  пришлось оттачивать мастерство рассказчика:  в небольшой объем

втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны прост-

ранные  описания,  внутренние монологи,  поэтому и выступает на первый

план художественная деталь.  Именно детали  несут  у  Чехова  огромную

смысловую нагрузку.

 

        Давайте посмотрим,  как буквально одна фраза может сказать все

о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновни-

ка", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Ака-

кия Акакиевича Башмачкина.  В театре, случайно чихнув, чиновник Червя-

ков обрызгал лысину генерала Бризжалова.  Это обстоятельство так пора-

зило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым.

Бризжалов,  человек не злой,  сначала благосклонно принимает извинения

Червякова,  но в конце,  доведенный до исступления его  назойливостью,

выгоняет его вон.  Червяков,  не понимая, почему Бризжалов так раздра-

жен,  думает,  что его карьере конец, приходит домой и умирает. В пос-

ледней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до-

мой,  не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер". Герой умира-

ет,  не сняв вицмундира,  эта чиновничья униформа как будто приросла к

нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

 

        Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в

Ялту,  будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и

общества мужа,  человека, которого она не любила и не уважала. В опре-

деленном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она

воспринимала как человека из другой,  лучшей жизни. Символом того душ-

ного мира,  откуда она пытается бежать,  в рассказе является лорнетка:

перед тем,  как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это

начало  попытки  "бегства".  Позже  в  театре города С.Гуров увидел ее

вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

 

        Беликов, "человек в футляре",  в противоположность Анне Серге-

евне,  не пытается как-то изменить течение своей жизни,  разнообразить

ее, потому что в любом многообразии , в разрешении себе чего-то нового

скрывала  для  него  жизнь  неопределенность  и вызывала непреодолимое

стремление окружить себя "оболочкой",  "футляром",  чтобы  защититься.

Отсюда  и  чехлы и футлярчики,  в которые были упакованы все его вещи.

Беликов всю жизнь чего-то опасался,  его пугала сама жизнь,  потому-то

после его смерти его лицо приняло простое,  приятное, даже веселое вы-

ражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

 

        В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племяннико-

вой,  в нескольких местах повторяет,  что жили она хорошо и счастливо.

Эта деталь наводит на мысль,  что на самом деле жизнь "душечки" не ка-

залась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не

имеет ни собственных желаний,  ни мыслей.  В последней части рассказа,

повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже

не пишет,  что жила она хорошо и счастливо,  имея,  может быть, в виду

то, что наконец его нашла?

 

        Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, герои-

ней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужо-

го  мнения.  Но  если  "душечка" не была чересчур привередлива в своих

знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаме-

нитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

 

        В больших произведениях Чехова,  как и в рассказах, нет ни од-

ной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые по-

является на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говоря-

щая о полном отсутствии вкуса,  говорящая о душевных качествах героини

больше,  чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь-

есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обя-

зательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом са-

де". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз пе-

ред продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут

обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия  как  характеров

персонажей, так и для самого действия пьесы.

 

        К концу  подходит  XX  век.  Человечество  готовится встретить

третье тысячелетие.  Но Чехов остается для нас одним из самых бесспор-

ных художественных и моральных авторитетов.

 

 


Хостинг от uCoz