Мастерство
художественных деталей в рассказах Чехова.
После
смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство
его твор-
чества то, что оно понятно и
сродно не только всякому русскому, но и
всякому
человеку вообще. А это главное".
Действительно, предмет иссле-
дования Чехова (так же как и
Толстого и Достоевского) стал внутренний
мир человека.
Но художественные методы, художественные
приемы, которые
использовали
в своем творчестве писатели, различны.
Чехов
по праву считается мастером
короткого рассказа, новел-
лы-миниатюры. В течение долгих лет
работы в юмористических журналах
Чехову пришлось оттачивать
мастерство рассказчика:
в небольшой объем
втискивать
максимум содержания. В маленьком рассказе
невозможны прост-
ранные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает
на первый
план
художественная деталь.
Именно детали несут у
Чехова огромную
смысловую
нагрузку.
Давайте
посмотрим, как
буквально одна фраза может сказать все
о человеке.
Вспомним маленький юмористический рассказ
"Смерть чиновни-
ка", главный
герой которого многими своими чертами
напоминает нам Ака-
кия
Акакиевича Башмачкина.
В театре, случайно чихнув, чиновник
Червя-
ков обрызгал
лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство
так пора-
зило
Червякова, что он постоянно ходит и
извиняется перед Бризжаловым.
Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает
извинения
Червякова, но в конце, доведенный до
исступления его назойливостью,
выгоняет его
вон. Червяков, не понимая, почему
Бризжалов так раздра-
жен, думает, что его карьере конец,
приходит домой и умирает. В пос-
ледней фразе
дано практически объяснение всему: "Прийдя
машинально до-
мой, не снимая вицмундира,
он лег на диван и ... помер". Герой умира-
ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья
униформа как будто приросла к
нему. Страх
перед вышестоящим чином убил человека.
Анна
Сергеевна, героиня рассказа "Дама с
собачкой", приехала в
Ялту, будучи не в состоянии
более переносить обстановку своего дома и
общества мужа, человека, которого
она не любила и не уважала. В опре-
деленном
смысле она была подготовлена к роману с
Гуровым, которого она
воспринимала
как человека из другой,
лучшей жизни. Символом того душ-
ного мира, откуда она пытается
бежать, в рассказе
является лорнетка:
перед тем, как полюбить Гурова,
Анна Сергеевна теряет ее, то есть это
начало попытки "бегства". Позже в
театре города С.Гуров увидел ее
вновь с "вульгарной
лорнеткой" в руках - попытка "бегства"
не удалась.
Беликов,
"человек в футляре",
в противоположность Анне Серге-
евне, не пытается как-то
изменить течение своей жизни, разнообразить
ее, потому что
в любом многообразии , в разрешении себе
чего-то нового
скрывала для
него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое
стремление
окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься.
Отсюда и
чехлы и футлярчики,
в которые были упакованы все его вещи.
Беликов всю
жизнь чего-то опасался,
его пугала сама жизнь,
потому-то
после его
смерти его лицо приняло простое, приятное, даже
веселое вы-
ражение: он
попал в футляр, из которого не надо никогда
выходить.
В
рассказе "Душечка" Чехов, описывая
жизнь Оленьки Племяннико-
вой, в нескольких местах
повторяет, что жили
она хорошо и счастливо.
Эта деталь
наводит на мысль, что
на самом деле жизнь "душечки" не ка-
залась автору
столь уж достойной восхищения и подражания.
"Душечка" не
имеет ни
собственных желаний, ни
мыслей. В последней
части рассказа,
повествующей
об отношении "душечки" к Саше, сыну
ветеринара, Чехов уже
не пишет, что жила она хорошо и
счастливо, имея, может быть, в виду
то, что
наконец его нашла?
Оленька
Племянникова в чем-то схожа с Ольгой
Ивановной, герои-
ней рассказа
"Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же
зависимость от чужо-
го мнения. Но
если "душечка"
не была чересчур привередлива в своих
знакомствах,
то для Ольги Ивановны ценность
представляли только знаме-
нитости и
прочие необыкновенные люди, к которым она
причисляла и себя.
В
больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет
ни од-
ной "лишней"
детали. Например, в пьесе "Три сестры"
Наташа впервые по-
является на
сцене в красном платье с зеленым пояском -
деталь, говоря-
щая о полном
отсутствии вкуса, говорящая
о душевных качествах героини
больше, чем развернутая
характеристика. Чехов считает, что если в пь-
есе в первом
действии на сцене висит ружье, то в конце
оно должно обя-
зательно
выстрелить. Так, использование детали важно
и в "Вишневом са-
де".
Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук
лопнувшей струны как раз пе-
ред продажей
вишневого сада, стук топоров в конце пьесы.
Все они несут
обязательную
смысловую нагрузку и важны для раскрытия как
характеров
персонажей,
так и для самого действия пьесы.
К
концу подходит XX век.
Человечество готовится
встретить
третье
тысячелетие. Но
Чехов остается для нас одним из самых
бесспор-
ных
художественных и моральных авторитетов.