ПРОШЛОЕ

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА

"ВИШНЕВЫЙ САД".

Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первой

постановке Московского художественного театра еще при жизни автора

пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно

иметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанное

на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное

бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит

и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на

поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и

актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова-

драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.

Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и

Немировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада"

как драматической элегии закрепилась в практике отечественных

театров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство,

неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни.

"Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их

родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в

русской литературе второй половины XIX века и до Чехова и

трагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховского

решения этой проблемы?

Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в

социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу,

которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В

обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность

носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова

прежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостного

права, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской

усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ его

хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие

и пороки (многие театры представляют, что она стала в Париже

наркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в

него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние

обитатели.

Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле

этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежные

пальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской он

чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на

него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает

кичиться своим демократическим происхождением и бравировать

некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовых

кругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова

выявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение

капитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы

и капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу

о культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья

Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын

Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в

Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское

богатство, и весьма немалое. Лопахин _ капиталист иного пошиба.

Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу:

тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-

обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.

И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской

жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает

буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо

спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа,

что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит

изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным

ценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложение

Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и

жизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе

фигура второстепенного персонажа _ Шарлотты Ивановны. В начале 2

акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю,

сколько мне лет... откуда я и кто я _ не знаю... Кто мои родители,

может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем...

Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я,

зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской _ все

это скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-

разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже

поддерживают бодрость духа в ддругих, потому что для всех персонажей

пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли

другая _ весьма гадательно.

Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик,

Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете

надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они

делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не

изменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственно

могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее

искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его

Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.

Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют в

пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двух

подходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога

3 акта.

А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее

малолетства самое неопределенное и в то же время радужное

представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни

Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается

молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе

объяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общее

признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но

справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым

призывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.

Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши,

"грязные, старые".

Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших

Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как

отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова

Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить

другой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам о

сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как

революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но

вот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в

студенческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли не

обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этим

арсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали

комиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он

очень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра

Степановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо,

недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отца

Петруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского).

Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образ

революционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно.

Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, и

социал-демократические нотки.

Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи

посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя,

чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий

устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных

на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями

дела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленных

островах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную"

не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада".

Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манера

повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать

собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия,

драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любил

определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного

явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего

понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.

 

 


Хостинг от uCoz