Нравственная
сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина,
Г.Щербакова).
Черствость
души - самая страшная болезнь на свете. А.П.Чехов
говорил: "Спешите
делать добро". Если мы будем сначала
просто не обра-
щать внимание
на чужое горе, заглушать голос собственной совести,
убеждая себя в
том, что потом
наверстаем упущенное, а пока и без того
много забот,
то тем самым мы убьем в себе самое ценное
качество - спо-
собность
делать добро. Это огрубляет наше сердце,
покрывает его непро-
ницаемой
коркой, сквозь которую уже не пробьются
мольбы о помощи. Пос-
ле потери доброты
происходит неминуемая потеря
нравственности. Такой
человек
способен уже на все. Необходимо
бороться с этим, не допускать
перерождения
человека, и не
удивительно, что очень большая часть про-
изведений
современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают
нас быть
добрее, душевнее друг с другом, вспоминая
историю, уроки про-
шедшей войны.
Одним
из таких авторов был В.Шукшин. это был
человек с многог-
ранным
талантом: актер,
режиссер, писатель. От всех его созданий
веет
душевной
теплотой, искренностью, любовью к людям. Однажды писатель
скажет: "Каждый
настоящий писатель, конечно же, психолог, но
сам боль-
ной". Вот этой-то болью за
людей, за их порой пустую и
никчемную
жизнь,
проникнуты рассказы Шукшина.
В
сборнике рассказов "Беседы при ясной
луне" Шукшин показывает
нам новый тип
героя. Это "чудик" (есть у него и
рассказ с таким назва-
нием). Чудики
Шукшина - это люди, стремящиеся создать "праздник
души",
живущие
просто, естественно, не делая другим зла.
Таковы герои расска-
зов "Чудик", "Микроскоп", "Мастер". Но их стремления
сделать "людям
как лучше"
постоянно натыкаются на стену непонимания, отчужденность,
даже враждебность. Таково, например, столкновение "Чудика"
с женой
брата Зоей
Ивановной, за что-то
невзлюбившей Чудика. К
этому же типу
героев
принадлежит и герой сценария "Калина
красная".
Егор
Прокудин в "Калине красной" - образ
человека, глубоко пе-
реживающего. Из темного воровского
мира он шагнул в новое и
светлое.
Его душа осталась чистой, он не хочет
возвращаться в прошлое.
Автор
показывает, что истинная доброта
и нравственность не могут исчезнуть.
Герой произведения "Живет такой парень..." поражает
непосредствен-
ностью и
добротой. Он может
что-то наивно "загнуть", но
в душе он
прекрасен. Василий Шукшин,
показывая таких людей, заставляет поверить
в добро, в его
силу.
В
этом отношении очень интересна и повесть А.Алексина
"Больные
и здоровые". Автора интересуют
нравственно больные люди, тот огромный
вред, который они приносят. В больнице работает
молодой талантливый
хирург под
руководством безнравственного и
бездарного человека. Думая
только о своем
благополучии и спокойствии, человек
забывает о том, что
он носит белый
халат, что его дело
- лечить людей. Чтобы
в срок сде-
лать ремонт,
он закрывает больницу и буквально выгоняет
больных. Когда
под окнами
больницы происходит авария, он вместо того,
чтобы немедлен-
но отправить
пострадавших в операционную, дает указание
переправить их
в другую
больницу, так как
боится, что они могут умереть, а ему тогда
"влетит".
Этому человеку противостоит молодой
специалист. Конфликт был
очень острым. Автор без прикрас
показывает, как
главврач пользуется
поддержкой
высокопоставленных особ. Велики его
нравственные преступле-
ния. Сами больные тоже
сумели выступить против зла. И тем самым
автор
призывает нас
бороться, а не
закрывать глаза на безнравственность, он
пишет о силе
добра и благородства, помогающей спасти
людей, вырвать их
из беды.
В
повести Г.Щербакова "А вам и не снилось"
показано неправиль-
ное понимание
нравственности взрослыми.
Их нечуткое отношение к душам
любящих
привело к трагедии. Не
дали соединиться двум любящим сердцам,
и это привело к гибели
одного из героев. Конец
этой повести является
призывом ко
всем нам. Как хочется крикнуть: "Люди,
будьте добрыми друг
к другу, будьте чуткими!"
Нравственность и доброта - великие силы, и
надо
правильно их понимать.
Добро
воспитывает и возвеличивает человека, злость и равноду-
шие унижают
его. "Если ты равнодушен к страданиям
других, ты не заслу-
живаешь
названия человека", - говорил Саади.