Анализ стихотворения
Владимира Маяковского
«Послушайте!»
В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах, «дряни». А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают
также, что стихи В.М. надо кричать, надрывая
голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей».
Но в ранних стихах преобладают интонации
доверительности, интимности. Чувствуется,
что поэт только хочет казаться грозным,
дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле
он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян,
и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
Именно такого В.М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!»
написано в 1914году. В стихах этого периода
внимательный читатель увидит не только
фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность
характера поэта, человеческая порядочность,
помогавшая ориентироваться в главных
проблемах времени, внутренняя убежденность
в правоте своих нравственных и
эстетических идеалов обособляли В.М. от
других поэтов, от привычного течения жизни.
Эта обособленность рождала душевный
протест против обывательской среды, где не
было высоких духовных идеалов. А ведь он о
них мечтал.
Стихотворение-крик души поэта.
Оно начинается просьбой, обращенной к людям:
«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из
нас очень часто прерывает свою речь,
надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто
произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это
слово, отчаянно пытаясь обратить внимание
живущих на Земле людей на волнующую его
проблему. Это не жалоба на «равнодушную
природу», это жалоба на человеческое
равнодушие. Поэт как бы спорит с
воображаемым оппонентом, человеком
недалеким и приземленным, обывателем,
мещанином, убеждая его в том, что нельзя
мириться с безразличием, одиночеством,
горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!»
именно такой, какой бывает, когда, ведется
острая дискуссия, полемика, когда тебя не
понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы,
убедительные доводы и надеешься: поймут,
поймут. Вот только объяснить надо как
следует, найти самые важные и точные
выражения. И лирический герой их находит.
(ЦИТАТА).
А дальше...Дальше, мне кажется, в
очень необычной антитезе, в словах
антонимах (антонимами они являются только у
В.М., в нашем привычном, общеупотребительном
лексиконе это далеко не антонимы)
противопоставлены очень важные вещи. Речь
идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для
одного звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический
герой стихотворения «Послушайте!» и есть
тот «кто-то», для кого без звездного неба
немыслима жизнь на Земле. Он мечется,
страдает от одиночества, непонимания, но не
смиряется с ним.
(ЦИТАТА).
Отчаяние так велико, что ему
просто не перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение в системе
изобразительно-выразительных средств у В.М.
имеет деталь. Портретная характеристика
Бога состоит всего лишь из одной-единственной
детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый,
чувственный, что эту руку как бы видишь,
ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань»
(образ, привычный для сознания русского
человека, христианина) органично, абсолютно
естественно заменяется, как видим, просто «рукой».
Значит Господь Бог, будто пахарь или
хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению,
глубоко и тонко чувствует и переживает все,
что происходит с окружающим нас миром,
Вселенной, людьми. Вот он
Говорит кому-то:
(ЦИТАТА).
И ели первые два предложения
вопросительные, то третье-вопросительное, и
восклицательное одновременно. Накал
страстей, эмоций, переживаемых нашим героем,
так силен , что иначе их не выразить как
только этим многозначным емким словом-«Да?!»,
обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В
нем и обеспокоенность, и забота, и
сопереживание, и участие, и любовь...Я не
один, еще кто-то так же думает, как я, так же
чувствует, болеет за этот мир, небо,
Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя
совсем не было надежды на понимание, он бы
так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя
строфа стихотворения (всего их три)
начинается так же, как и первая, с того же
слова:
(ЦИТАТА).
Но авторская мысль в ней
развивается совершенно по-другому, более
оптимистично, жизнеутверждающе по
сравнению с тем, как
она выражена в первой строфе. Последнее
предложение вопросительное. Но, в сущности,
оно утвердительно. Ведь это риторический
вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА).
В
этом стихотворении нет неологизмов, столь
привычных для стиля В.М.. «Послушайте!»-взволнованный
и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом
стихотворении, на мой взгляд, очень
выразительны. Фантастика («врывается к богу»)
естественно сочетается с наблюдениями
автора над внутренним состоянием
лирического героя. Ряд глаголов: «врывается»,
«плачет», «просит», «клянется»-передает не
только динамику событий, но и их
эмоциональный накал. Ни одного
нейтрального слова, все очень и очень
выразительны, экспрессивны, и, мне кажется,
само лексическое значение, семантика
глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых
лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а
исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса
автора и его героя зачастую сливаются
полностью и разделить их невозможно.
Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя,
бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко
уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая
метафора, имеющая большой иносказательный
смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме
насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,
большая жизненная цель, духовность, красота.
Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки».
Имманиула Канта поражали более всего на
свете две вещи: «звездное небо над нами и
нравственный закон внутри нас». В.М. тоже
волнуют вечные философские вопросы о
смысле человеческого бытия, о любви и
ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту
чужд мистицизм символистов, он не думает ни
о какой «протянутости» слова к Вселенной,
но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам
в полете фантазии, свободно перебрасывая
мост от земной тверди к безграничному небу,
космосу. Безусловно, такой свободный полет
мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда
казалось, что человеку подвластно все. И
независимо от того, в какие тона окрашены
астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто
верой в Человека, в его разум и великое
предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти,
российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М.
только политическим поэтом, отдавшим свою
лиру лишь революции. На мой взгляд, это
величайший из лириков, и
стихотворение «Послушайте!»-истинный
шедевр русской и мировой поэзии.
Макс Майдак.