Да, старуха злая, никому не нужная, жадная, почему бы за счет ее не помочь семье. Но ведь он убил не только старуху, Он убил ее сестру Лизавету, такую же бедную и несчастную, как он сам.
Раскольников выдвигает и вторую причину убийства, которая вытекает из его теории. Вспомним опять его разговор с Соней: «...не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества... Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек... Тварь ли я дрожащая или право имею».
Но после убийства Раскольникова мучают угрызения совести. Оказывается, убить — это еще не все. Как жить дальше, зная, что ты убил. Первая причина убийства — помочь себе и другим — не оправдала себя. Ведь он даже денег почти не взял. Раскольников цепляется за вторую причину. Но в душе понимает, что ничего он не доказал. Теория Раскольникова оказалась лживой насквозь, и поэтому убийство, которое он совершил, еще хуже, чем убийство за кусок хлеба. Герой Достоевского сам признается в этом; «...если б только и зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был». Его теория рухнула уже во время убийства Лизаветы. В горячке Раскольников восклицает: «Я не старушонку убил, я себя убил». Раскольников стремится найти оправдание своим поступкам. Он хочет понять Соню. Но ведь Соня не совершала преступления, а, наоборот, принесла себя в жертву ради близких людей. Раскольников остается одинок в своем преступлении. Достоевский показывает, что преступление против законов людских ничем не может быть оправдано и поэтому влечет за собой наказание, страшнейшей частью которого являются муки собственной совести. Пытаясь избавиться от угрызений совести, он ищет спасения в правосудии.
В начале романа Раскольников противостоит миру, не принимая и отвергая его целиком. Он ненавидит царство лужиных, сострадает мармеладовым. В эпилоге мы возвращаемся к той же исходной точке, видим все тот же, погрязший в застарелых и неизлечи-