Предыдущая Следующая

ВЛАСТЬ В ЖИЗНИ

И РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Булгаков с подчеркнутой определенностью и открытостью объяснял в письме младшему брату: «Теперь сообщаю тебе, брат мой: положение мое неблагополучно. Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году свершилось мое писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие и подал Правительству СССР заявление, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок... В случае, если мое заявление будет отклонено, игру

 

1074

 

можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить... Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели — лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко».

В романе «Мастер и Маргарита» нашло отражение личной, реальной ситуации, переживаемой автором,

Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у нас, — это политика, правительство, государство и подобные понятия. То есть власть осознается нами как власть общества. В «Мастере и Маргарите» теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень волновала писателя. Он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести «великие» слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей верности кесарю — просто нужно было возразить красноречивому арестанту. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказанияневиновного.


Предыдущая Следующая

Хостинг от uCoz