Петербург
Достоевского (по роману "Преступление и
наказание" ).
Образ
Петербурга занимает видное место в творчестве
русских
писателей. О
Петербурге дворцов, палат, символе
петровской эпохи писал
А.С.Пушкин ("Медный
всадник"), Н.В.Гоголь
("Невский проспект"), А.Бе-
лый ("Петербург"),
А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм.
В
своем подходе к изображению Петербурга
Достоевский близок к
Гоголю и
Некрасову. Особенно
близок Некрасов к изображению Петербурга
Достоевского .
В романе "Преступление и наказание" мы
встречаемся не с
парадной стороной этого прекрасного
города, а с черными
лестницами,
облитыми
помоями, дворами -
колодцами, напоминающими душегубку, город
облупленных
стен, невыносимой
духоты и зловония. Это город, в котором
невозможно
быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и
давит. Он -
соучастник
преступлений, соучастник
бредовых идей и теорий. Он свиде-
тель
кошмарных снов, преступлений, человеческих
трагедий.
Особое
внимание уделяет Достоевский не просто
описанию убогих
интерьеров меблированных комнат, но
также обращает наше внимание на
запахи и
символические цвета. Так, желтый цвет -
символ болезни, нище-
ты, убожества
жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в
комнате ста-
рухи-процентщицы,
желто от постоянного пьянства лицо
Мармеладова, жел-
тая "похожая
на шкаф или на сундук" каморка
Раскольникова, дома
окра-
шены в желто-серый
цвет, Соня
Мармеладова пошла "по желтому билету",
женщина -самоубийца
с желтым испитым лицом,
желтоватые обои в комнате
Сони, "мебель
желтого отполированного дерева" в
кабинете Порфирия Пет-
ровича,
перстень с желтым камнем на руке Лужина
Эти
детали отражают безысходную атмосферу
существования глав-
ных
действующих лиц произведения, являются
предвестниками недобрых со-
бытий.
Однако
в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного"
мармеладовского
платка. Этот платок, как крест, носит
Катерина Иванов-
на, а
за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет
одновременно
страдания, которые выпадают на
долю его обладательниц,
и их искупи-
тельную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает,
как я страдала...".
Отправляясь за Раскольниковым, который
идет созна-
ваться в
преступлении, Соня надевает на голову этот
платок. Она готова
принять на
себя страдание и искупить этим вину
Раскольникова. В эпило-
ге, в сцене
перерождения, воскрешения Раскольникова,
Соня появляется в
этом же платке, осунувшаяся после
болезни. В этот момент зеленый цвет
страданий и надежды главных
героев произведения, превозмогает
желтый
цвет больного
Петербурга. В их больных лицах засияла "заря
обновленно-
го будущего",
они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак,
образ Петербурга в
романе Достоевского "Преступление и
наказание"
символичен. Он является, с одной стороны,
социальным фоном,
на котором разворачиваются события романа, с другой, является сам
действующим
лицом, соучастником
страшного поступка Раскольникова, а
также и его
раскаяния, возвращения в мир людей.