Петербург Достоевского

Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).

 

        Образ Петербурга  занимает  видное  место в творчестве русских

писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал

А.С.Пушкин ("Медный всадник"),  Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), А.Бе-

лый ("Петербург"), А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм.

 

        В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок  к

Гоголю и Некрасову.  Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга

Достоевского . В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с

парадной  стороной  этого прекрасного города,  а с черными лестницами,

облитыми помоями,  дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город

облупленных стен,  невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором

невозможно быть здоровым,  бодрым,  полным сил. Он душит и давит. Он -

соучастник преступлений,  соучастник бредовых идей и теорий. Он свиде-

тель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.

 

        Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию  убогих

интерьеров  меблированных  комнат,  но также обращает наше внимание на

запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нище-

ты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате ста-

рухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, жел-

тая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова,  дома окра-

шены в желто-серый цвет,  Соня Мармеладова пошла "по желтому  билету",

женщина -самоубийца с желтым испитым лицом,  желтоватые обои в комнате

Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Пет-

ровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина

 

        Эти детали  отражают безысходную атмосферу существования глав-

ных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых со-

бытий.

 

        Однако в  романе мы находим и зеленый цвет,  цвет "фамильного"

мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Иванов-

на,  а  за  ней  и Соня Мармеладова.  Платок олицетворяет одновременно

страдания,  которые выпадают на долю его обладательниц,  и их  искупи-

тельную силу.  Умирая,  Катерина Ивановна произносит:  "Бог сам знает,

как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет созна-

ваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова

принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпило-

ге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в

этом же платке,  осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет

страданий  и надежды главных героев произведения,  превозмогает желтый

цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленно-

го будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.

 

        Итак, образ  Петербурга  в романе Достоевского "Преступление и

наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном,

на  котором  разворачиваются  события романа,  с другой,  является сам

действующим лицом,  соучастником страшного поступка  Раскольникова,  а

также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

 


Хостинг от uCoz